Пессимист роет могилу, оптимист - окоп...
Продолжаем разговор.
Сознательно не стала писать вступительное слово в начале рассказа, а вот сейчас - самое время.
В 60-70х годах прошлого века возникало множество коллективов, именовавшихся вокально-инструментальными ансамблями. Но из всей этой массы выделялись лишь несколько, пожалуй могу назвать сходу: "Орера", "Червоны гитары", "Иверия", "Ялла", сюда же можно отнести "Землян" и конечно, "Песняры". Это были самобытные коллективы, отличавшиеся яркой индивидуальностью в творчестве. Они не были похожи ни на кого и никто не был похож на них.
"Песняры" же вдвойне уникальный ансамбль. Им удалось не просто возродить беларусскую народную песню и привить интерес многих к беларусскому языку, но и охватить всевозможные стили. В первую очередь обработки народных песен, роковые композиции (вспомнить хотя бы потрясающую "Крик птицы"
, оперы ("Гусляр" и "Песня пра долю"
, циклы песен на стихи классиков, казацкие песни, даже на стихи Владимира Маяковского, а уж это казалось бы непосильная задача, но "Песняры" с ней успешно справились. Не могу не сказать об уникальной на мой взгляд работе: цикле военных песен (прозвучавшая в первом отделении "Возвращение" предпоследняя в этом цикле) Не могу понять до сих пор, почему она не получила широкой популярности, как того заслуживала?! Было множество попыток и продолжаются они сейчас создания музыкальных фильмов о войне, но ни одна из них не цепляет так, как песнярские. Секрет не так уж сложен: "Через всю войну" тяжелая, очень реалистичная картина, начинающаяся с первых минут войны и оставляющая зрителя наедине с залпами Победы. А в том, что делают другие, да, это хорошие, качественные песни, но их можно назвать просто популярными эстрадными.
Есть у "Песняров" целый блок песен, вошедших в золотой фонд коллетива, это те песни, которые до сих пор любимы зрителями, не зависимо от возраста. Немало хороших песен появилось в результате сотрудничества с Александрой Пахмутовой и Николаем Добронравовым, Владимиром Мигулей, Анатолием Поперечным, Владимиром Баснером, Михаилом Матусовским и др.
Сознательно не стала писать вступительное слово в начале рассказа, а вот сейчас - самое время.
В 60-70х годах прошлого века возникало множество коллективов, именовавшихся вокально-инструментальными ансамблями. Но из всей этой массы выделялись лишь несколько, пожалуй могу назвать сходу: "Орера", "Червоны гитары", "Иверия", "Ялла", сюда же можно отнести "Землян" и конечно, "Песняры". Это были самобытные коллективы, отличавшиеся яркой индивидуальностью в творчестве. Они не были похожи ни на кого и никто не был похож на них.
"Песняры" же вдвойне уникальный ансамбль. Им удалось не просто возродить беларусскую народную песню и привить интерес многих к беларусскому языку, но и охватить всевозможные стили. В первую очередь обработки народных песен, роковые композиции (вспомнить хотя бы потрясающую "Крик птицы"


Есть у "Песняров" целый блок песен, вошедших в золотой фонд коллетива, это те песни, которые до сих пор любимы зрителями, не зависимо от возраста. Немало хороших песен появилось в результате сотрудничества с Александрой Пахмутовой и Николаем Добронравовым, Владимиром Мигулей, Анатолием Поперечным, Владимиром Баснером, Михаилом Матусовским и др.
Нужно сказать о том, что за 36 лет эту песню перепели несколько солистов, каждый пел по-своему, чуточку не так как предыдущий при неизмененной координально аранжировке. Был даже период в 90-х, когда не было подходящего солиста и песню пришлось исключить из концертной программы. Но именно Михаил Долотов заслужил звания "лучший исполнитель "Беловежской пущи", на мой взгляд, у него нет проблем с верхами, нет напряжения, голос звучит легко и естественно.
Нужно сказать, что концерте прозвучало больше половины песен с первого диска-гиганта ансамбля, появившегося на полках магазинов в 1970 году. Этот альбом произвел неизгладимое впечатление и до сих пор поражает слушателей, найти не запиленный до крайности первый виниловый диск – задача из серии «Миссия невыполнима», возможно, лишь у тех, кто оказался прозорлив и покупал несколько экземпляров одной и той же пластинки, может, еще и сохранилось такое чудо. Каждая песня стала хитом на долгие годы. Начиная с "Косил Ясь конюшину", продолжая "Рушниками", "Идем-пойдем вдоль улицы" (обе песни были в первом отделении), "Ой рано на Ивана" и далее по списку.
Смелые эксперименты в обработке народных песен, фактически, от оригинала оставались только тексты. Необычное сочетание – непривычный в конце 60 - начале 70-х белорусский язык, только близость его к русскому позволяла смутно догадываться о переводе фраз, и яркий инструментал: от нежных лиричных мелодий (как, например, «Ты мне весной приснилась») до тяжелых роковых, с гитарными вставками и неслабыми ударными. Позже это назовут фолк-роком. Вокальный уровень "Песняров" на многие годы стал примером того, к чему должен стремится настоящий артист.
Поблагодарив зрителей за теплый прием за необыкновенную музыкальность, Леонид Борткевич объявил:
Белорусская народная песня в обработке Владимира Мулявина "Косил Ясь конюшину".
Как и прежде, эта песня неотъемлемая часть концерта. Она стала хитом без преувеличения и отнюдь не потому, что маленький ее фрагмент однажды попал в один из сюжетов серии "Ну, погоди!". Хотя, порой в наши дни натыкаюсь на разнообразных по тематике сайтах и форумах на вопросы тех, кто вспоминает этот мультфильм: "прикольная мелодия, а откуда она" и "где ее найти". А в ответ возмущенное "как, вы не знаете, да это же "Песняры"!
Но сейчас не об этом. Немного отвлеклась. Когда у нас в Туапсе был их концерт, и объявили эту песню, ты бы слышала какие радосные вопли стояли вокруг. Народ не просто любит эту песню, он её обажает!
А Янушка, просто прелесть, когда "косит" (зая!)
"Маски" не помню, не особо их смотрела, зато помню переделку в КВНе - убила бы
Одно время кипели нешуточные споры по поводу того, кто пел в начале и пел ли ее сам Мулявин. И когда в одном интервью озвучили этот вопрос, Владимир Георгиевич рассмеялся и развеял все сомнения, сказав, что он эту песню никогда не пел.
Если говорят "Александрина", то обязательно вспоминают Леонида Борткевича, и когда видят Леонида Борткевича, а особенно на концертах, вспоминают и "Олесю" и "Беларусию" и обязательно, всегда, "Александрину".
Были попытки у других исполнителей спеть эту песню, но именно попытки. Конечно, приятно, когда молодой человек выходит, скажем на конкурсе "Народный артист" (если не ошибаюсь и было это в прошлом году) и звучит такая знакомая мелодия, можно пофантазировать на тему "почему он выбрал именно ее". Но успех не придет только лишь благодаря правильному исполнению, не главное спеть один в один и попасть в нужные ноты. Нужно в первую очередь понять и прожить эту историю, а самое сложное, понять, что за искорку вложил ее первый исполнитель.
Мне кажется, есть такие песни, которые "живут" только с одним человеком.
Идут годы, но по прежнему голос Леонида Борткевича "цепляет" душу. И хотя, стыдно признаться, больше люблю его "Алесю", но "Александрину" слушаю с удовольствием и немного грущу.
"Александрына, i з песняй ты цвіла.
Александрына, якою ты была"
"Одна из лучших обработок Владимира Мулявина "Ой рано на Ивана"
Первый куплет. И сразу можно сказать: один из ярких примеров знаменитого многоголосья "Песняров".
И вот Женчак запевает строку "ой рана..", продолжает Борткевич, подхватывает Долотов, Высоцкий, "...ой рана на Ивана" заканчивает Медведев, дает отмашку и в этот момент вступают ударные.
В проигрышах звучит альт ( живая скрипка это здорово). Зал охотно откликается на предложение музыкантов хлопать в ладоши в ритм. Аранжировка несколько отличается от той, что звучит на первом диске-гиганте: более энергичная, не такая медлительная, а главное, более ярко прописаны гитарные партии - "добивают" слушателя. Даже не сказать, что сильнее производит впечатление соло или бас; каждый раз, слушая эту песню на концерте обращаю внимание на игру Олег Устиновича и Сергея Медведева. Это нужно видеть! Настолько самозобвенная игра, гитары ощущаются частью музыкантов. И еще хотелось бы отметить каскад Сергея на грифе
"Ой рано на Ивана" нужно хотя бы один раз услышать, уверена, она не оставит равнодушным даже самого отъявленного скептика.
Концовка: сильный по своей эмоциональной окраске финальный аккорд, опять таки, появившияся в этой обработке. (смогла поймать этот момент и сделать картинку)
Не припоминаю, а что там они вытворили?
Полностью с тобой согласна. Наши новые, так называемые, звёзда зачастую так и поступают. Ты даже посмотри как они исполняют песни. Жуть.
Наши исполнители перестали вдумываться в то, что поют. Это-то и горько. Когда не чувствуешь песни, она не получается, как бы ты не попадал в ноты.
Согласна на все сто!
Сделали переделку и прозвучало "Косил Ясь конюшину, поглядал на мужчину"
Такого никогда не случится слушая ту же "Новую волну".
Ой, вот не надо про этот ужас, я вчера пока ждала начала "Черной дыры" глянула закрытие -
-"Песняры" начинаются с великолепного фольклорного вокала"
Так было, так есть и, уверена, так будет, в подтверждение своих слов скажу, что в концерте прозвучала фольклорная беларусская народная песня "Бярозка".
Артисты уходят со сцены, оставляя Яна Женчака наедине со зрителями. Всего две минуты и примерно 14 секунд, но за это время успеваешь оценить всю мощь его голоса и возможности. Признаюсь честно, по первости, настолько непривычно звучит чисто фольклерное пение со всеми его особенностями и нюансами, что не сразу точно скажешь: нравится ли сама песня. Одно бесспорно, талантливый парень. Хочется пожелать, чтобы со временем количество сольных номеров у него увеличилось.
Так петь не научат ни на одном конкурсе. Не возможно, не имея способностей, да даже если они есть, но придти уже взрослым человеком и научиться всему в течение нескольких месяцев. В такой короткий срок можно лишь понять: есть ли задатки, есть ли смысл их развивать и в каком направлении, а дальше, опять таки начинается долгая кропотливая работа сутками, семь дней в недель, 360 дней в году.
...
Заветную память храня обо всем,
Мы помним холмы и проселки родные,
Мы трудную службу сегодня несем
Вдали от России, вдали от России.
...
Песня так сильно запала в души, что на концертах "Песняров" просили ее спеть. С тех пор уже в наши дни редкий концерт обходится без "Березового сока". И этот концерт не стал исключением.
Особенно порадовала "Вологда", песня, которую впору называть народной не по авторам, а по силе любви к ней слушателей. Ее знают и помнят все. Честно говоря, несколько поднадоели специальные акценты на оканье. Хорошо один-два раза, а потом по случаю, но когда постоянно, да еще и все солисты, что ее исполняли - уже тяжело. И вот когда Ян Женчак доходит до этого злополучного места, сердце замирает, но через мгновение становится радостно. Поет не только по-своему, но и не коверкает речь. Браво!
"Сердце и пульс нашего ансамбля" Юрий Рудаковский. Без ударных инструментальная часть звучала бы бедно. "Рушники" - тон вступлению задают ударные, а после "Ой рано на Ивана" аплодисменты зрителей сопровождает ритм барабанов. Особено запомнилась "За полчаса до весны", не только вокалом, но и тем, как в начале образуется трио: Олег Устинович, Юрий Рудаковский и Сергей Медведев, словно игрют ориентируясь друг на друга. Разговор ударных бас- и соло- гитар.
И конечно же "боец невидимого фронта", человек, который "помогает работать "Песнярам", а зрителям их слушать", звукорежиссер ансамбля Сергей Осипов. Его работа важна еще и потому, что весь концерт - живой звук, полностью живой и инструменты и вокал. И если возникают какие-то проблемы, во-первых, об этом можно напрямую сказать в микрофон (был такой момент на концерте), и зритель еще раз утвердится во мнении, что все вживую. А во-вторых, к сожалению, не на всех площадках аппаратура соответствует необходимым требованиям, да и тем более, не везде привыкли к обеспечению артистов не пользующихся фонограммами.
Второе отделение оказалось короче первого, в нем прозвучали: "Беловежская пуща" (соло: Михаил Долотов), "Косил Ясь конюшину", "Александрина" (соло: Леонид Борткевич), "Ой рано на Ивана", "Черемуха" (соло: Леонид Борткевич), "Бярозка" (соло: Ян Женчак), "Надежда" (соло: Леонид Борткевич), "Березовый сок" (соло: Леонид Борткевич), "За полчаса до весны" (соло: Сергей Медведев), "Вологда" (соло: Ян Женчак).
В заключение, своеобразное подведение итогов концерта, звучат первые аккорды негласного гимна. Музыка Александры Пахмутовой на стихи Николая Добронравова - "Белоруссия" (соло: Леонид Борткевич).
Последняя песня, прозвучавшая под сводами якутского цирка.
Особая благодарность директору цирку, как оказалось, 20 лет наза он был на концерте "Песняров" в... Африке. И вот теперь пригласил к себе в гости. Вечер удался на славу. Получился удивительно теплый и светлый праздник.
-"Песняры" начинаются с великолепного фольклорного вокала"
С этим, думаю, ни один человек, слышавший "Песняров" не поспорит!
С "Песнярами", что радует сравнивать не кого, они единственные и неповторимые!
Янушка спел эту песню ВЕЛИКОЛЕПНО!!!!
Я эту песню ещё с малых лет обожаю!
В общем, эта песня на все времена и поколения.
Когда объявили у нас эту песню, все завизжали от восторга!
20 лет наза он был на концерте "Песняров" в... Африке.
Ну и занесло же мальчиков! Наверное, массу впечатлений получили. А где именно в Африке?
Я уже жду!
Пожалуйте
Запаслась горячим молоком с медом, и приступаю к самой ответственной части.
Во вступительном слове перед концертом прозвучала такая фраза:
"Сегодня в нашем концерте Вы услышите не только свои любимые хиты, но и некоторые новые работы коллектива"
Почему так?! Ведь зрители очень хорошо принимают новые песни.
Вспомним, что было до начала 90-х: на радио, на ТВ можно было услышать не только "Вологду", но и другие популярные песни "Песняров". Нередко телевидение транслировало концерты и даже показывали музыкальные фильмы, где звучали песняровские работы. Любимый ансамбль был частым гостем музыкальных фестивалей, вспомнить хотя бы "Песню года". А на передаче "Шире круг", как сейчас помню и где-то сохранилась эта запись, была представлена новая аранжировка "Косил Ясь конюшину". Виниловые пластинки издавались тысячными тиражами и переиздавались порой не один и не два раза, и их можно было достать. И во многом благодаря этому на
гастролях по городам и странам "Песняры" уделяли меньшую часть времени популярным песням и представляли новые работы, скажем так, малоизвестные широкой публике.
Сейчас же разве только на радио, да и то только "Вологда", могу выделить канал "Мелодия", изредка, но все же можно услышать и другие песни, буквально неделю назад включила, а там "Черемуха". По телевизору, увы, но уже давно не увидишь концерта для души. В основном "Фабрики", "Народный артист", "Новая волна" и так далее. Проекты в стиле "Наши песни", в основном перепев старых песен новыми исполнителями, смотрятся с грустью. "Песняры" "исчезли" с голубых экранов, приглашают их лишь очень-очень редко, да и то с одной песней. Хотя, это можно понять, после "Песняров" уже не возможно слушать других. Ну нет сейчас на эстраде такой энергии и задора, а главное, живой музыки. Говорят, что готовится закон о запрете использования фонограммы, где-то даже видела информацию, что первое чтение в Государственной Думе состоится уже этой осенью. Будем надеяться. Интересно, кто останется на эстраде после принятия такого закона?!
Людям хочется добрых, красивых песен. Чтобы был смысл и слова, а не бессмысленное тысячекратное повторение припева. Тот же "Березовый сок", не важно, видел ли человек сам фильм, но песня сама по себе производит впечатление, воображение мысленно переносит на знакомые просторы родной страны и мурашки бегут по коже. Каждый раз, в любом зале, любом городе, перед началом концерта
зрители ждут, что сейчас услышат любимые песни, обязательно "Александрину", "Беловежскую пущу", "Вологду" и т.д.
Вот и получается, что как бы не хотели сами "Песняры" исполнить, как бы не хотели зрители услышать новые работы, но концерт не резиновый. Обидно, что "не влезает" "Конь незацугляны", пока единственная песня, в которой солирует Георгий Высоцкий.
Жаль. Так и хочется остановить время и дать возможность спеть все, что хотим.
Это хорошо, если у кого-то остались пластинки (у нас с переездом куда-то всё подевалось, сейчас и не найти, да и слушаеть не на чем). Вроде бы 21 век, новые технологии, лазерные диски вытеснили с конвеера и рынков винил, но нет, это не помогло. Очень трудно достать диски любимых исполнителе (особенно старые), если ты живёшь не в Москве и не Питере. А так хочется. И это ещё происходит потому, что большинство привозимой продукции на продажу предназначено для массового тупого потребителя, которым бы только выпить пару литров пива, и ритм по однообразней. после 10 кружки пива уже не то что слова не разбираешь, музыку-то не слышишь. Обидно за Родину! Мой знакомый, который торгует музыкальной продукцией такую часто и привозит, а что, говорит, только вы, да пару человек спросят ретро, остальным подавай нынешнюю эстраду. Некоторые покупают иностранные песни, слова знать не обязательно, главное, чтобы подрыгаться можно было на дискотеке.
"Мелодия" по-моему единственное радио, которое крутит старые песни. Я его только и слушаю. Недавно света не было, я была дома одна, скучно, делать не чего, включила радио. Плевалась не знаю сколько, пока переключала с канала на канал. По одному новости в десятый раз за час, по другому Маликов стонит, по третьему Розенбаум надрывается, по третьему какие-то дурацкие опросы (типа, позвоните и вы получите битой по голове). В общем, слушать не чего, единственное спасение "Мелодия", да и то, сейчас немного испортилась. Хорошо, что свет быстро дали, иначе бы я померла от тоски.
По телевизору, увы, но уже давно не увидишь концерта для души. В основном "Фабрики", "Народный артист", "Новая волна" и так далее. Проекты в стиле "Наши песни", в основном перепев старых песен новыми исполнителями, смотрятся с грустью.
Это точно!
Полностью с тобой согласна!!! Правильно говорят, что кроме нас русских, нашу эстраду больше нигде не слушают. Да, кто же её слушать-то будет. Большая половина уже давно на пенсии или предпенчионного возраста, вторая орущие младенцы. А "Песняры" они вне времени, вне конкуренции. Ты даже посмотри, никто из них, ни одна современня группа, с новомодными ухищрениями и уловками не сможет с ними тягаться. Слабо им!
Народ уже соскучился по живой музыке, им надоела это однообразная фонограмма (видно же, когда артисты поют вживую или под фон).
Говорят, что готовится закон о запрете использования фонограммы, где-то даже видела информацию, что первое чтение в Государственной Думе состоится уже этой осенью. Будем надеяться. Интересно, кто останется на эстраде после принятия такого закона?!
Никого не будет!
Мне просто кажется, что этот закон так и не примут, илбо с какими-нибудь оговорками, типа, можно пользоваться, но не часто.