Пессимист роет могилу, оптимист - окоп...
читать дальше

Комментарии
27.04.2008 в 00:20

Пессимист роет могилу, оптимист - окоп...
Честно не хотела писать опус по «Сну в летнюю ночь» в постановке Мирзоева в театре Станиславского. Хотела сходить еще хотя бы пару раз на разные спектакли, чтобы сформировалось более-менее объективное впечатление в общем.
Не удалось. Всеми силами сдерживалась, но…
Это лишь прелюдия, сказка будет впереди.
Хотя и отношу себя к консерваторам в жизни. Скучный я человек. Но при этом люблю авторские прочтения известных тестов. Нравится, не зная задумки автора, «прочитать» идеи, заложенные в спектакль. Своеобразная игра. Обоюдовыгодная, затягивающая.
Увы, в первом знакомстве с театром Станиславского игры такой не случилось. Возможно, отупела. Вполне возможно, на фоне всего происходящего в жизни и душе могу «ослепнуть». Но не вижу смысла в происходящем, не верю героям. Да все достаточно забавно. Смешно. Но почему-то возникало ощущение, что я на каком-то сборном концерте или творческом вечере, где номера чередуются: оперные арии, декламация стихов, номера юмористов.
Перечитав после спектакля Шекспира увидела красивую, интересную историю с огромнейшим полем для творчества. Сам Шекспир спутал многое: здесь и, казалось бы, классика комедий того времени, герцог его, действительно как брат Орсино из «Двенадцати ночи», высокий слог, поэзия и тут же простолюдины, пытающиеся поставить спектакль в подарок своему герцогу, даже речь их прозаична. В уже созданную кашу вмешивается фантасмагория: чУдные существа, волшебный мир. И, конечно, любовь, такая хрупкая, подвластная стороннему влиянию, лишь взмах руки Пека и… все, начался кавардак.
Что мы имеем.
Берем текст Шекспира – и впрямь Тезей как старший возраст Орсино, словно вторая серия «Двенадцатой ночи». Плененнный много лет слепой любовью к идеалу, но не реальной женщине, открыв внезапно в паже своем пылкую и любящую душу, он как ребенок готов служить ей и творить любые деяния для нее. Тут я соглашусь с тем образом Тезея, что создан Арманом. Он летает, хотя и смотрится со стороны не совсем адекватно, но какой влюбленный адекватен? При этом он умен, тактичен и… благосклонен. Не по душе ему слова Эгея и тянет время, давая влюбленным самим найти выход. Глубина же ума проявляется в то самой моей любимой сцене с пламенем:
Да, но правдив едва ли. Я не верю
Всем этим старым басням, детским сказкам.
Мозг у влюбленных и безумцев пылок,
Их властная мечта объемлет больше,
Чем хладный разум мог бы восприять.
Безумец, и влюбленный, и поэт
Пронизаны насквозь воображеньем;
Безумцу больше видится чертей,
Чем есть в аду; влюбленный, столь же дикий,
В цыганке видит красоту Елены*;
Глаза поэта в чудном сие взирают
С небес на землю, на небо с земли;
И чуть воображенье даст возникнуть
Безвестным образам, перо поэта
Их воплощает и воздушным теням
Дарует и обитель, и названье.
Воображенье так легко играет,
Что если в нем забрезжит радость, тотчас
И вестник этой радости рожден;
А в темноте, страшилищами бредя,
Мы куст принять готовы за медведя.
Монолог сам по себе пронизан чувствами и правдой жизни. И актерская игра усиливает, заставляет грани кристалла переливаться всеми огнями радуги. Самый притягательный для меня момент, когда взгляд концентрируется на руке и ты не столько слышишь, сколько на уровне чувств, следя за плавными движениями, внемлешь словам.
К числу интересных находок причислю то, как спектакль подданных сыгран вне авторского текста, он не провален, вернее, не столь провален как в оригинале. Эльфы Оберона одаривают самодеятельных актеров волшебными каплями и те приобретают уверенность в себе, силу и вдохновенно играют трагедию, словно маститые актеры.
Не понятно, зачем из Пака сделали девушку и отняли у этого персонажа его лукавость и хитринку, ведь когда читаешь книгу, создается ощущение, что Пак не прочь пошалить, посмеяться над кем-нибудь. И не по воле несчастного случая смешались пары влюбленных. А тут получилось, что Пак, влюбленный в Оберона, только и мыслит, чтоб получить его любовь, что халатно относится к своим обязанностям.
Борьба Оберона с Титанией за пажа в спектакле не понятна. Грешным делом меня чуть не занесло в сторону не стандартных отношений. Каюсь:-(
Да и сама Титания хороша… Хотя, образ, созданный актрисой мне понравился ( только вот бы пение ее с ослом убрать)
И сколько ни стараюсь, не могу понять: что сделали с Ипполитой, избранницей Тезея. Какая-то она истеричная, не особо умная, вечно кривляющаяся. А еще, в конце спектакля она хвалдит Луну, а ведь по тексту ей надоедает эта роль в спектакле, о чем она прямо говорит и лишь Тезей сдерживает срыв самодеятельного театра.
Зато в спектакле виден контраст между внутренним ощущением простолюдинов «мы играем гениально» и реальностью, когда Тезей засыпает от бездарности театра.

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии
Получать уведомления о новых комментариях на E-mail