У меня не получается отчет о концерте в Москве в ЦДХ 25 февраля. Посему, помятуя как хорошо получилось про Якутск. Буду кусочками писать в дневнике. Отзывы желательны))
читать дальшеПри входе в здание царил ажиотаж, до начала концерта в целом оставалось минут 10, до открытия антикварного салона чуть более часа. Желающих пройти немало. Потому, чтобы пропустить вперед зрителей, пришедших на концерт, при входе предупреждали, что билеты для предъявления нужно готовить заранее. Немного необычно, сольный концерт и вдруг в 15:00 пусть и в выходной день по календарю. Обычно суббота не у всех нерабочая, например школы и некоторые ВУЗы работают по шестидневному графику. Но нынешняя суббота стала последним праздничным днем, подаренным 23 февраля.
В этот день было несколько сюрпризов.
Первым стало объявление о переносе начала концерта минут на 30-40 по техническим причинам. Кто-то выказывал свое недовольство и остался в зале, кто-то, смирившись с неизбежным, отправился коротать неожиданно появившееся свободное время в кафе. А нашлись и такие люди, которые восприняли сообщение спокойно, философски отметив «бывает такое, стоит из-за этого переживать».
Переживали в основном за то, что в 19:00 в этом зале начнется другой концерт, и такая потеря времени грозит одним – уговорить «Песняров» спеть что-то на бис не удастся при всем желании, как зрителей, так и музыкантов. Амфитеатр Центрального Дома Художников знает лишь один случай, когда удалось вызвать на «бис» ансамбль «Песняры». Больше пока прецедентов не было, а хотелось бы.
К началу концерта зал заполнялся медленно, когда прозвучал звонок и в зале погас свет, опоздавшим пришлось искать свои места в полутьме. Но вот все более-менее расселись, вполуха обращая внимание на предтечу, а со сцены уже полилась «Речанька». Самый лучший вариант и показать себя и лишний раз подчеркнуть, что если будет неувязка со звуком в зале – это не халтура со стороны коллектива, а жалобный скрип аппаратуры, не привыкшей так плотно и так много работать. Полностью согласна с Василисой: порой становится жаль, что «Речанька» звучит первой – пролетает незаметно как одно мгновение и вот уже сидишь очарованный и удивленный «как уже все?», хочется послушать ее второй раз, а может, две разных а-капельных песни подряд. Тем не менее, в этот самый момент зал окончательно настроился на концерт и отдался во власть искусству. Да и песня сама по себе располагает к серьезному отношению. Медленно-распевно заводится речь:
Ой, рэчанька-рэчанька,
Чаму ж ты ня поўная?
Чаму ж ты ня поўная,
З беражкоў не роўная?
И тут взрыв эмоций, словно негодование Речаньки, голоса разделяются и поют уже не в один голос, вот оно многоголосие:
А як жа мне поўнай быць,
З беражкамі роўнай быць?
И вновь тихо и напевно:
Янка коніка паіў,
Лена воду чэрпала.
люлі-люлі-люлі,
Без долгих разговоров, не давая зрителю прийти в себя, Леонид Борткевич объявил белорусскую народную песню: «Каляда».
В каждой ноте звучит грусть.
***
Пайшла, нiколi ўже не вернешся, Алеся,
Бывай, смуглявая, каханая, бывай!
Стаю на ростанях былых, а з паднябесься
Самотным жаўранкам звiнiць i плача май.
***
В этом году в России вспоминали о замечательном поэте Николае Рубцове, которому исполнилось бы 70 лет. Для участия в концерте, который проходил в Санкт-Петербурге, на родине поэта, 3 февраля ансамбль "Песняры" подготовил две песни.
"Улетают листья с тополей", в 70-х эта песня была в репертуаре коллектива,исполнял ее Юрий Денисов. К сожалению, фонограммы этой записи, по всей видимости, не сохранилаось, восстанавливать пришлось по памяти и на концерте ее исполнили под гитару (солировал Леонид Борткевич).
И "Старый конь", песня, записанная Леонидом Борткевичем в 80-х. Именно ее включили в программу сегодняшнего концерта. Разумеется, песня претерпела значительные изменения, ведь изначально она была записана для исполнителя (один голос, никакого сопровождения), а не для коллектива. Добавилось песняровское звучание. В итоге, дав песне новую огранку, сольную партию в ней доверили исполнить Яну Женчаку, который вложил в нее всю свою эмоциональность.
Мой родны кут, як ты мне мiлы,
Забыць цябе ня маю сiлы!
Не раз, утомлены дарогай,
Жыццём вясны мае убогай,
К табе я ў думках залятаю
I там душою спачываю.
Удивительно - не всегда эта песня находит отклик у зрителя, ведь не смотря на то, что строчки написаны на беларусском языке - понять их совсем нетрудно. Может, оттого, что связав себя с оседлой жизнью, нелегко с первого раза проникнуться глубиной печали автора... В крупных городах "Мой родный кут" принимают тепло и с пониманием, бывает даже перед концертом выясняется, что хотелось бы услышать эту песню. Именно по просьбам зрителей ее исполнили в этом концерте. А ведь она, без преувеличения, достойна занять свое место в списке золотых хитов.
Скрыпяць мае лапці, як іду да цебе.
А я каля цебе думаю што ў небе.
- Скажы, Ганулька, а ты праўду мне -
А ці любіш мяне, а ці не?
*****
Все, на сегодня я издохла, не идет дальше, а ведь это лишь половина первого отделения
Еще одна замечательная "женская" песня "Марыся". Ее аранжировка неединожды претерпевала некоторые изменения в плане партии скрипичных инструментов. Сейчас для большей яркости прописаны как минимум две партии: скрипки и альта. Примечательна эта песня еще и тем, что некоторое время назад вокруг нее разгорелись дебаты: а вживую ли играется инструментальная часть?! Причин возникновения такого вопроса две. Во-первых, колективу удалось "вслепую" не имея прописанных кем-либо партитур записать инструментальную часть максимально приближенной к той версии, то была популярна в "золотой период 20 века". Во-вторых, не зная заранее отличий в звучании между альтом и скрипкой трудно обнаружить отличия и "увидеть" момент слияния двух родственных музыкальных инструментов. И главное - в коллективе один альтист и исполнить в одной песне, одновременно две партии он физически не в силах.
Разобравшись во всех нюансах, на концерте все-таки особое внимание в "Марысе" зрители уделяли Женчаку. Глядя на его сосредоточенное лицо, вдруг появилась мысль, что он плохо слышит происходящее на сцене и напряженно вслушивается, дабы не упустить нужный момент. Тут вспомнилось как на "Коляде" Олег Устинович отчаянно махал руками и делал знаки звукорежиссеру, в некоторых песнях тоже делал Сергей Медведев. Но происходившее не говорит о неподготовленности ансамбля или огрехах в работе звукорежиссера. Нет. К сожалению, о зале в Центральном Доме Художника часто говорят, упоминая проблемы звука, а точнее аппаратуры. В день концерта перед коллективом открылась страшная тайна - им предстояло работать на аппарате группы "Пикник". Это известие само по себе насторожило, в конечном итоге прибавились недостатки маленькой сцены, на которой развернуть приемлимую схему расположения музыкантов и принадлежащих каждому комбарей и мониторов - задача невыполнимая. Время - вот тот фактор, что может быть другом, а при иных условиях, грозным недругом. Его-то как раз и не хватило. Сергей Осипов делал все, что было возможно в данной ситуации и немножко сверх этого. Коллектив работал в режиме реального времени, решая возникающие проблемы по мере поступления. Слаженность коллектива, взаимопонимание между музыкантами и звукорежиссером, самоотверженная работа самого звукорежиссера, который каждый раз добровольно взваливает на себя ответственность за все (что не может не вызвать уважения) - вот то, что не дает заранее провальному концерту не просто состояться, а пройти с успехом.
Вот уже слышно цоканье копыт:
Ночкi, чакалi свята.
Ой, каляда-каляда.
Ночка бялым бяла.
И уже хор в три голоса (Женчак, Устинович, Медведев) поясняют, что же происходит:
Конiк, як воук патлаты
Вёз каляду-каляду да нашага сяла.
На сцене не только на словах, но и на деле атмосфера веселья. Женчак и Долотов в унисон поддерживают ритм. Чуть позади, в глубине сцены динамичный Олег Устинович дирижирует залом, усидеть без движения в этом море энергии не возможно, а Ян тем временем напоминает:
I не шкадуйце хлеба,
Добра падесцi трэба,
Каляду частаваць
Почему не ведаю, грусть, в душе тая,
Под зеленой вербою ты не ждешь меня.
Почему черемуха, почему бела,
Почему вчера еще ты меня ждала.
Наряду с «Сормовской лирической», прозвучавшей во втором отделении, это не совсем песняровская лирика, но неизменно такие песни находят отклик в сердцах людей. Простые строки обо всем понятных и близких чувствах, для кого-то это ностальгия, кому-то они звучат в унисон с душой.
Недавно во время поисков чего-нибудь интересного на Горбушке, на глаза попался в самом дальнем углу, закрытый другими стопками, DVD-диск с мультфильмом "Квака задавака". А в памяти в первую очередь возник не сюжет с незадачливым лягушонком и его друзьями, а ансамбль "Песняры" заводивший зал:
Веселые, зеленые, лупатые, весь мир для нас огромный водоем... Ква-ква
Как-то так сложилось, что случайное предложение, произнесенное в мае прошлого года, "вот бы песню из этого мультика" и ответ "сделаем" вылилось в то, что по прошествию нескольких месяцев и вправду самая озорная из двух песенок, "Веселые, зеленые, лупатые", была включена в концертную программу и надолго стала "хитом сезона".
Первое отделение позади. Отгремел гром аплодисментов Женчаку за отлично исполненную в трудных условиях нынешнего концерта "Бярозку". Объявлен перерыв 15 минут. Можно размятся, обсудить увиденное, выплеснуть эмоции. Пожилая работница зала, глядя на выходящих в коридор людей, недовольно провожала их словами:
- Зачем они сделали перерыв?! Как теперь определить начало, если звонок уже был (в этот момент прозвучал звонок). Вот, звонок, и как теперь – запускать?»
http://diary.ru/~Mary-Alex/?comment...postid=10687455
Отчет - это громко сказано, просто привычка обзывать так свои опусы. Я часто, если бываю на концертах пишу ,причем стараюсь охватить все и то, как воспринимал зал, то что говорилось, как слушалось, иногда, если бываю, пишу о репетициях.
Всегда получается - ничего. Людям, вроде как нравится, судя по отзывам.
Но этот концерт был таким тяжелым морально, то мне сложно было за него столько дней сесть((
И пока подумайте, что ещё Вам записать (т.к. в передаче ведь всего 50 МБ).